Школа-территория здоровья

 

ПРОГРАММА

ПО СОХРАНЕНИЮ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ
УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя школа №4»

города Иванова

« ШКОЛА- ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

 

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

I.  ВСТУПЛЕНИЕ. ОБОСНОВАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

1. Описание проблемы.

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создаёт для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса, многие смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – всё это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия напряжения, ухода от реальности.

В реальных условиях, при появлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок, ребенку дается возможность научиться навыками самоконтроля, самопознанием, саморегуляции, иначе дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.

С другой стороны, детско-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методом самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Конечная цель: Создание педагогических условий для сохранения развития психофизиологического здоровья детей на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психологических навыков.

          Задачи:

     1. Создание педагогических условий для освоения здоровьесберегающих технологий;

     2.Разработка эффективных способов укрепления психофизиологического здоровья детей;

 3.Разработка эффективных способов развития творческого потенциала на основе психофизиологических тренингов;

     4.Мониторинг эффективности новых подходов к укреплению психофизиологического здоровья учащихся и развитию творческого потенциала;

 5.Тиражирование положительного опыта (публикации, методические рекомендации, видеоматериалы)

Основная идея и исходное теоретическое положение заключается в понимании глубокого единства и гармоничной взаимосвязи психологического и физического развития ребенка. Это позволяет не останавливаться на физическом развитии, а идти дальше: видеть за физическим здоровьем – психическое здоровье; использовать потенциал самого школьника для осознания необходимости выработки и закрепления здоровьесберегающих психологических и  физиологических навыков.

 

Социальный эффект:

1.Сохранение психофизиологического здоровья подрастающего поклонения в социальных условиях современного общества.

2.Профилактика развития переутомления, перевозбуждения, хронического стресса при увеличении учебных нагрузок, переходе на новую ступень обучения.

      3.Увеличения адаптационных и творческих возможностей учеников.

 4.Создание «службы здоровья» в начальной школе, используя педагогический потенциал.

 

2. Обучение педагогического коллектива  МБОУ «СШ  № 4».

Цель: Дать педагогам психологические и физиологические знания с целью создания педагогических условий сохранения и развития психофизиологического здоровья подрастающего поколения.

Задачи: Теоретическая подготовка педагогического коллектива в рамках программы здоровьесберегающей технологии.

Практическая подготовка педагогов по вопросам

1.Проведения диагностики оценки состояния психологического и физиологического здоровья детей;

     2.Выработки общих и индивидуальных рекомендаций по дальнейшему сохранению и развитию психологического и физиологического здоровья;

     3. Внедрения здоровьесберегающих технологий в режим дня школьников.

3. Оценка состояния психофизиологического здоровья детей.

1.Тестирование психологического и физиологического здоровья детей;

      2.Анализ полученных результатов тестирования;

      3.Разработка общих и индивидуальных рекомендаций в проведении здоровьесберегающих технологий согласно результатов тестирования.

4. Психологическое консультирование.

Цель: Оказание психофизиологической помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участника и другим педагогического процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования и тренинга.

Задачи:

1.Психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

     2.Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности;

3.Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении.

 

                                      II. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

 

Первый этап (2018-2019 учебный год):

 Информационно-подготовительный. Обучающий.

Задачи:

  • теоретическая и практическая подготовка педагогов школы №4 в рамках обучения здоровьесберегающим технологиям;
  • диагностика психологического, физического состояния и творческого потенциала школьников.

 

Второй этап (2019-2020 учебный год):

Внедренческий.

Цель: Создание педагогических условий для развития навыков, обеспечивающих укрепление психофизиологического здоровья и развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи:

  • диагностика психофизиологического состояния и творческого потенциала школьников;
  • совершенствование развивающей среды;

 

Третий этап (2020-2021 учебный год): Оценочный.

Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающей технологии.

Задачи:

  • диагностика психологического, физиологического состояния и творческого потенциала учащихся;
  • анализ и обобщение полученных срезовых диагностических материалов;
  • создание методических пособий и рекомендаций на основе положительного опыта.

 

Методы тестирования психологического и физиологического здоровья.

Психологические методики, физиологические диагностические тесты, используемые при заполнении паспорта здоровья ребенка.

Методы восстановления и развития психо-физического здоровья.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные(интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские(технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью(информационно-обучающие и воспитательные); социальные(технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические(технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья(физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Критерии оценки результативности здоровьесберегающих технологий.

  • физиологический критерий – анализ срезовых материалов тестирования здоровья (2 раза в год) по функциональному и физическому состоянию здоровья школьников;
  • педагогический критерий – оценка выработки и развития физиологических навыков у школьников, коэффициент креативности, академическая успеваемость;
  • психологический критерий мотивационной сферы младших учащихся.

Литература.

 

1.Антропова М.В. Гигиена детей и подростков – М.,. 1977 г.

2.Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии – М., 1967 г.

3.Возрастная психология (под ред. Акад. В.Н. Черниговского) – Л., 1975 г.

4.Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология – М.,1985 г.

5.Клиорин А.И. Стецов В.И. Биологические проблемы о конституции человека – Л. ,1979 г.

6.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка – М. ,1973 г.

7.Леонтьева Н.Н. Моринова К.В. Анатомия и физиология детского организма – М., 1976 г. ч. 1-2

8.Матюшонок М.Т. Турик Г.Г. и др. Физиология и гигиена детей и подростков – Минск, 1975 г.

9.Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков (под ред. Маркосяна А.А.) – М. ,1969 г.

10.Усов И.Н. Здоровый ребенок – Минск, 1984 г.

11.Хрипкова А.Г. Возрастная физиология – М., 1978 г.

12.Основы анатомии и физиологии ребенка (под ред. Егорова В.Я., Хайцева Н.В.) «Лисс СПб», 2002 г.

13.Руденко А.А., Алексеева Т.А. Медико-педагогические технологии в образовательном процессе, материалы конференции «Совершенствование системы физического воспитания детей в образовательных учреждениях» - Новосибирск, 1995 г.

14.Руденко А.А. Сохранение здоровья детей в школе, материалы валеологической конференции Института усовершенствования детей – Тверь, 2000 г.

15.Руденко А.А., Соседкина Н.В. Компьютер, ребенок и здоровье, материалы международной конференции «Перспективы системы информатики. Школьная информатика» - Новосибирск, 1999 г.

16.Руденко А.А. и др. Физиологические способы устранения отрицательных последствий усложняющейся образовательной среды, материалы сборника РГПУ им. А.И.Герцена «Решаем важные задачи модернизации образования» - СПб., 2001 г.

17.Руденко А.А. Количественная оценка рессорной функции стопы, материалы конференции «Восстановительная медицина» - Сочи, 2003 г.