1-е занятие МОП

2-е занятие МОП

3-е занятие МОП

Портфолио проекта:

«Преемственность уровней образования  в условиях его стандартизации».

 

Основным приоритетным направлением развития современного образования является  переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), главная задача которых –  создать социально-педагогическую среду, способствующую формированию и развитию человеческого потенциала России, реализовать социально-образовательные проекты, культурно-образовательные инициативы .  ФГОС создает основу для перехода от школы знаниевой к школе деятельностной, развивающей, где:

-        школа первого уровня дает первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

-       основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;

-       старшая школа закрепляет навыки и способности к самостоятельному целеполаганию, выбору инструментария и средств достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне.

С введением ФГОС принципиально изменились ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – развитие надпредметных навыков, универсальных учебных действий, позволяющих перевести учащегося в режим саморазвития. Под результатами образования  понимаются не столько предметные знания, сколько умения применять эти знания в практической деятельности.

Проблема, на решение которой направлен проект

Традиции и инновации: психологическая и технологическая подготовка учителей основной школы при переходе на стандарты второго поколения.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к построению всего учебного процесса. Ключевыми принципами построения современной развивающей учебной деятельности являются принципы непрерывности и преемственности образования. Именно успешное решение проблем преемственности позволяет создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями, а также обеспечить достижение необходимых образовательных результатов.

В реализуемом проекте мы рассмотрим вопросы преемственности начального, основного  уровней образования и старшей школы, поскольку переход учащихся из начальной школы в основную сегодня связан с внедрением ФГОС основного общего образования, а следовательно с изменением всей системы организации учебной деятельности в основной школе.

Следует отметить, что проблема преемственности начального и основного уровней общего образования, была актуальной всегда. Процесс  перехода  ребенка  с одного уровня образования на другой   для  многих  детей, родителей  и  учителей  всегда был связан с рядом сложностей. Сложности эти имеют как объективный, так и субъективный характер, и связаны со следующими проблемными вопросами и затруднениями :

-       психологическими особенностями возраста (кризисные переходные периоды, изменение типа ведущей деятельности разных возрастных периодов);

-       увеличением учебной нагрузки;

-       изменением режима дня;

-       различием требований со стороны учителей предметников;

-       изменением стиля общения учителей с детьми.

Современная педагогика имеет достаточно большой опыт решения обозначенных проблемных вопросов. Однако внедрение стандартов второго поколения добавляет к перечисленным и уже известным нам проблемам преемственности еще ряд вопросов, связанных с организацией в основной школе образовательной среды нового типа, обеспечением деятельностного и развивающего характера учебной деятельности. Необходимо создать условия не только для успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную, но и для сохранения и развития тех новых ценных образовательных результатов, которые были получены учащимися за время обучения в начальной школе. Необходимо обеспечить перенос нового педагогического опыта учителей начальной школы на уровень основного общего образования.

На наш взгляд, для обеспечения преемственности в условиях перехода ФГОС из начальной школы на уровень основного общего образования необходимо сосредоточить свое внимание на решении следующих ключевых задач:

1.Создание условий для психологической и технологической подготовки учителей основной школы к переходу на стандарты второго поколения.

2.Обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности на начальном и основном уровнях образования.

3.Обеспечение преемственности программ внеурочной деятельности на начальном и основном уровнях образования.

 Создание условий для психологической и технологической подготовки учителей основной школы к переходу на стандарты второго поколения. Как получить учителя, способного и готового изменить привычные способы работы, качественно, по-новому, организовать учебный процесс? Для решения этой задачи необходимо запланировать и реализовать, как минимум, 4 вида мероприятий:

1)  подготовку учителей в межкурсовой период;

2) практические семинары, мастер-классы;

3) инструктивно-методические совещания, заседания школьных методических объединений  и педсоветы;

4) самообразование учителей.

Самое важное условие успешности решения поставленной задачи – неформальное отношение к подготовке учителей. Поэтому мы планируем творческие мастерские, мастер –классы, активные формы обучения слушателей.

Помимо курсовой подготовки важно побуждать учителей к самостоятельному изучению стандартов, коллективному обсуждению различных аспектов их внедрения. В школе создан высокопрофессиональный коллектив педагогов – единомышленников, развивающая среда, способствующая формированию учителей, готовых и способных изменить привычные способы работы с учащимися. С 01.09.17года планируется ввести в штат педагога –психолога, что позволит качественно планировать и отслеживать процесс проведения обозначенных мероприятий и получения качественного результата.

Обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности. Решение этой задачи может быть достигнуто при соблюдении следующих условий:

-       наличии логических связей в программно-методических  документах, регламентирующих образовательный процесс;

-       соблюдении преемственности содержания используемых УМК;

-       соблюдении технологической преемственности (преемственности форм, методов, технологий, применяемых в учебной деятельности).

Основным системообразующим документом в решении этой задачи является Основная образовательная программа основного общего образования, которая является логическим продолжением образовательной программы начального образования. В течение 2018 года планируется разработка образовательной программы на третий уровень обучения. Этот документ должен стать результатом творческой работы педагогического коллектива, его стратегической команды.

При выборе учебно-методических комплексов мы руководствуемся соображениями преемственности содержания. Здесь мы  видим определенные сложности, связанные с привычками и стереотипами некоторых педагогов. Учителя, привыкая работать по определенным учебникам, с трудом перестраиваются на новые учебники. Зачастую, в среде учителей возникает некоторое сопротивление, связанное с нежеланием принимать, осваивать, изучать новое содержание, адаптировать его под конкретный класс. Эта напряженная работа, требующая творческих усилий и интереса к новому, не всякому педагогу по душе. Поэтому возникает необходимость  мотивации педагогов к такой работе, побуждения их к поискам, оказание помощи в  преодолении  затруднений.

Самая большая трудность все-таки заключается в обеспечении технологической преемственности, т.е. преемственности форм и методов организации учебной деятельности. Технологическая преемственность является ключевым вопросом, требующим решения. Именно технологическая согласованность и обеспечивает планомерное и систематичное развитие надпредметных навыков, способности к самообразованию и непрерывному развитию. Технологии нужно изучать, процесс должен быть организованным, системным. Педагогам полезно побыть в роли учеников, прожить учебную ситуацию, прочувствовать результаты работы технологий на себе. Важно перенять опыт работы учителей начальной школы, а затем отслеживать применение технологий в основной школе, но делать это разумно: исходя из целей урока, особенностей учащихся, возможностей самого педагога.

Решению этой задачи может помочь организация МОП по вышеупомянутому направлению, так как мы планируем основательно рассмотреть вопросы технологической и содержательной преемственности и нацеливаем педагогов на творчество.

Итак, обеспечение преемственности в условиях перехода на стандарты второго поколения возможно за счет решения обозначенных задач, самой сложной из которых нам видится задача обеспечения технологической преемственности, однозначного понимания устройства современной учебной деятельности в среде педагогов школы. Решение этих задач требует создания особой развивающей среды для педагогов, позволяющей организовать распространение положительного педагогического опыта, обеспечить условия для тесного сотрудничества педагогов всех уровней образования. Только в таком тесном сотрудничестве и взаимодействии может быть обеспечен эффективный переход стандартов второго поколения из начальной школы в основную и из основной в старшую. Только в таких условиях можно говорить о непрерывном развитии учащихся.

Также отметим, что обязательным условием успешности решения вопросов преемственности и изменения привычных подходов в работе педагогов является управленческий контроль со стороны администрации образовательного учреждения.

 

Информация

о муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

«Средняя   школа № 4» города Иванова

 

   Юридический адрес: 152037, город Иваново, улица Комсомольская, дом 52.

   Телефоны: 30-44-24, 30-44-44

   Факс: 30-44-24

   Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    Директор: Марков Николай Алексеевич, Заслуженный учитель Российской Федерации, отличник народного просвещения, награжден орденом «Знак Почета», медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени,  медалью "За профессионализм", знаком "За заслуги перед городом Ивановом", лауреат муниципальной премии "Престиж"  в области образования в номинации "Лидер образования". Руководит школой с 1989 года.

   Школа начала свою работу в 1973 году.

Количество учащихся 968 человек.

Количество учителей  56 человек.

 

  Педагогические кадры

За достигнутые успехи в области обучения и воспитания подрастающего поколения около 61 процента  учителей имеют правительственные и ведомственные награды. В том числе: 

·   2 - присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»;

·   2 - имеют звание «Отличник народного просвещения»;

·   10 - награждены нагрудным знаком МО «Почетный работник общего образования»;

·   1 - имеет знак «Отличник физической культуры и спорта»;

·   1 - награждена Почетной грамотой Президента Российской Федерации;

·   29 - отмечены Почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации.

·   8 человек стали победителями конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование»  2007-2016 годов.

Положительным в работе школы являются следующие моменты:

·      высококвалифицированный педагогический коллектив;

·      высокие качественные показатели обученности учащихся, результатовГИА: ЕГЭ и ОГЭ;

·      лидирующая позиция учреждения по ключевым вопросам развития и функционирования;

·      высокая творческая активность учащихся и учителей;

·      современная система оценки качества образования;

·      информационно-насыщенное образовательное пространство школы;

·      современная материальная база;

·      пятидневная учебная неделя;

·      использование современных  технологий в обучении.

 

Достижения

·   В 2007 году школа стала победителем конкурса приоритетного национального проекта «Образование». В этом же году учреждение - лауреат городской премии «Престиж» в номинации «Дом, в котором мы живем».

·   В 2009 году школа успешно выступила в региональном конкурсе "Применение здоровьесберегающих технологий в преподавании". 

·   В 2013 году - школа названа в числе победителей конкурса "Лучшая школьная столовая" среди муниципальных  общеобразовательных учреждений области.

·   2014 год - спортсмены школы заняли первое место по итогам городской спартакиады школьников  по 13 видам спорта.

  • 2015 год - Матвеева И.М., учитель начальных классов, стала победителем муниципального и регионального  этапа  Всероссийского конкурса «Педагог года ».
  • 2016 год – Матвеева И.М., учитель начальных классов, стала победителем конкурса ПНПО « Образование».

2016 год – Сыско И.В. стала победителем муниципальной премии « Престиж» в  номинации « Краеведение».

·   Ежегодно около 12 процентов учащихся 11 классов оканчивают школу с золотыми и серебряными медалями. За последние три года 13 учащихся  закончили  школу с медалями. До 98 процентов выпускников 11 классов поступают в высшие учебные заведения, в том числе подавляющее большинство на бюджетной основе. Отсутствует отсев учащихся из школы.

·   2016 год – 70 % учащихся приняло участие в различных олимпиадах и конкурсах, 21% учащихся от общего количества учеников школы стали победителями и призёрами.

·   2016 год – команда учащихся 6 класса стала победителем регионального этапа « Президентских состязаний».

·   2016 год – стабильно высокие показатели уровня подготовки учащихся на ОГЭ и ЕГЭ (лучшие результата в городе по химии информатике и физике).

  • 2016 год - численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на "4" и"5" по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся – 56%.

С 2012 года школа ведет электронный журнал. С 2013 года действует электронная проходная. В 2016 -2017 году школа будет реализовывать проект « Ладошки» (безналичная форма оплаты в   столовой).

 

Материально-техническое и финансовое обеспечение

 

       Все кабинеты оснащены мультимедийной  техникой, в школе имеется 126 компьютеров, 37 проекторов. В 25 кабинетах  функционируют интерактивные доски, автоматизированные рабочие места установлены в 80 процентов кабинетов, имеется 48 единиц множительной техники, 4 кабинета информатики с автоматизированным местом учителя. Сто процентов учащихся  1-11-х классов получают образовательные услуги с применением ИКТ, 100 процентов учителей имеют навыки работы с персональным компьютером и применяют их в учебно-воспитательном процессе в целях достижения высоких результатов. 

        В 2013 году на территории школы по программе "Газпром - детям" построена      многофункциональная спортивная площадка. Ежегодно на развитие материальной базы расходуется около 2 млн. рублей бюджетных средств и около 1,5 млн. рублей внебюджетных денег. В 2016 году денежные поступления из бюджета значительно сократились. На протяжении восьми последних лет перед началом нового учебного года школа принимается надзорными органами и  городской комиссией без замечаний. За подготовку учреждения к 1 сентября  ежегодно оно удостаивается благодарности главы города или Почетной грамоты Ивановской городской думы.

 

                   3. Цель и задачи проекта.

 

- распространение и популяризация передового практического опыта учителей, активно участвующих в реализации школьных проектов;

- внедрение и распространение методик использования инновационных идей и новых методических решений в учебно – воспитательном процессе;

- эффективное использование междисциплинарных подходов и метапредметности в преподавании предметов;

- создание модели методического сопровождения  при переходе учащихся с одного уровня на другой;

- знакомство с опытом организации методической работы учителей всех методических объединений; 

- новые подходы к отбору базовых педагогических технологий ;

- внедрение интерактивных пособий, высокотехнологичного оборудования, обеспечивающего развитие творческого потенциала участников образовательных отношений.

 

4. Ожидаемые результаты:

- рост количества педагогов, охваченных инновационными идеями и заинтересованными в развитии творческой составляющей;

- трансляция индивидуального опыта применения инновационных технологий в учебной и внеурочной деятельности;

- рост числа педагогов, использующих информационные технологии для развития школьников;

- разработка плана методического сопровождения вызванного новациями в области решения вопроса преемственности образования на всех уровнях обучения;

- стимулирование и мотивация потребности педагога в своем профессиональном росте;

- опережающий характер развития информационной и профессиональной компетентности педагога.

Реализация Программы должна обеспечить достижение результатов и эффектов, значимых для развития образовательной системы школы.

 

5. План-график работ.

 

Тема

Количество часов

Сроки проведения

Ответственные

1

Мастер-класс: «Основные способы деятельности, применяемые при обучении учащихся в школе первого уровня образования».

4 часа

(2 часа – аудиторно2 часа – самостоятельная работа)

7 февраля

 

Учителя начальных классов:

Матвеева И.М.

 

Осечкина И.Ю.

 

Сыроваткина О.В.

 

2.

Творческая лаборатория

«Обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности на разных уровнях образования»

6 часов

(2 часа – аудиторно4 часа – самостоятельная работа)

11 апреля

Учителя начальной и основной школы: Морозова Г.В.

 

Жукова Н.Г.

 

Слепкова Е.В.

Смирнова Т.В.

 

 

3.

Практический семинар

« Создание особой развивающей среды в школе, позволяющей  успешно решать вопросы преемственности содержания образования».

4 часа

(2 часа – аудиторно2 часа – самостоятельная работа)

26 сентября

 

 

 

 

 

Учителя:

Мышленник А.А.

 

Ревко М.Л.

 

Мошина Л.С.

 

 

4.

Практический семинар«Единство подходов к построению учебной деятельности на начальном и основном уровнях образования».

 

4 часа

(2 часа – аудиторно2 часа – самостоятельная работа)

 

17 октября

Бессонова Е.Ю.

Мигунова А.А.,

 Шишов С.С.

 

 

5.

Круглый стол «Психологическая и технологическая подготовка учителей основной школы при переходе на стандарты второго поколения». Подведение итогов работы МОП.

2 часа

28 ноября

 

 Алябьева Н.Е.,

Руководители МО

 

Итого

 

20 часов

 

 

 

6. Показатели:

 - рост творческой активности педагогов;

 - участие педагогов  в конкурсном движении;

 - привлечение молодых педагогов для работы в учреждении;

 - опережающий характер развития информационной и профессиональной компетентности педагога.

 

7. Распространение результатов.

Опыт работы школы может быть использован другими образовательными организациями в направлении планирования и реализации методической и инновационной работы по освоению Основной образовательной программы школы в плане эффективности  использования междисциплинарных подходов и метапредметности в преподавании предметов при переходе учащихся с одного уровня образования на другой.